Skip to main content
Описание мира магов

Что такое восприятие?

Автор: 18.06.2024No Comments1 мин.

Что за предмет изображен на рисунке 1?

Рисунок 1.

marker

Подавляющее большинство людей идентифицируют этот предмет как «фломастер» или «маркер». Почему это так? Практически любой городской житель старше 10 лет когда-либо в своей жизни встречал фломастер и поэтому из опыта знает, что это такое, как он выглядит и для каких целей предназначен. Полученный опыт о «фломастере» позволяет человеку зафиксировать этот образ в своем сознании. Сопоставляя показываемый объект со всеми образами, зафиксированными в сознании, человек без затруднений приходит к выводу, что показываемый объект – это фломастер. Зачастую, идентифицировав таким образом объект, человек теряет интерес к нему и останавливает его изучение. В таком случае он не способен обратить внимание на иные его характеристики (для иллюстрации этого, не смотря на картинку, назовите 4 цвета, которые встречаются на маркере).

Итак, человек всегда воспринимает (идентифицирует) объект посредством своего опыта.

Рассмотрим другой пример, посмотрите на рисунок 2. Кого вы видите?

Рисунок 2.

woman

Как показывает практика, большинство людей, которым задают такой вопрос, отвечают, что на картинке изображена молодая девушка, которая повернула голову направо, как бы отвернувшись от нас. Но приглядитесь. Видите ли вы кого-нибудь еще? Постарайтесь отбросить уже сформировавшийся образ и увидеть другое лицо. Отойдите подальше от картинки, посмотрите на нее под другим углом. Потратьте на это всего 2-3 минуты.

Если же вам не удалось разглядеть другое лицо, то даем подсказку, что это лицо грустной старухи. Видите ли вы его теперь?

Если и теперь не удалось его увидеть, то вот несколько подсказок, как его разглядеть. Старуха, смотрит налево, повернувшись к нам. Подбородок молоденькой девушки является большим носом грустной старухи, застежка меховой накидки на шее (горизонтальная черная линия) – это рот старухи, левый глаз молоденькой девушки с ресницами – это правый глаз старухи, который мы не видим из-за большого носа, а ухо молоденькой девушки – это левый глаз грустной старухи.

Таким образом, смотря на одну и ту же картинку, можно видеть совершенно разные образы. В этом заключается другое свойство восприятия: когда объект может быть воспринят (идентифицирован) двояко, человек видит то, что ему проще увидеть, то есть восприятие склонно создавать однозначную интерпретацию. Другой вопрос в том, что именно заставляет его интерпретировать объект именно так, то есть выбирать какой-то один, конкретный образ из нескольких возможных? Ответить на этот вопрос можно через самоисследование, внутренний рост.

Получается, что восприятие – это выбор каждого отдельного человека, который он делает постоянно, в каждый момент времени. Здесь уместно упомянуть расхожую фразу: «Мы видим то, что мы хотим видеть». На самом деле, так оно и есть. Всемирно известный ученый и нобелевский лауреат 2002 года по экономике Даниэль Канеман сказал на эту тему, что «восприятие – это выбор, о котором мы не знаем, но который ощущаем». Осознание этого выбора и управление им – важнейший этап иррациональных технологий.

Рассмотрим пример самого Канемана, которым он описывал данное утверждение. На рисунке 3 в зависимости от контекста центральный символ интерпретируется сознанием по-разному: это либо латинская буква «B» (в строчке), либо число «13» (в столбце).

Рисунок 3.

13_b

Если человеку предложить интерпретировать объект без альтернативных вариантов окружения (скажем, лишь в окружении букв), у него не возникнет никаких альтернативных вариантов описания данного символа.

Этот несложный эксперимент может провести любой. Предложите своим знакомым или близким назвать центральный объект, окруженный только буквами, либо же только числами. Вы увидите, что практически все ответы будут соответствовать вашим ожиданиям.

Таким образом, восприятие объекта зависит от контекста, в котором он находится. Про это свойство Канеман и Тверский сказали, что «восприятие зависит от точки связи», и получили в 2002 году нобелевскую премию за то, что обнаружили этот же эффект при принятии решений в условиях неопределенности (Амос Тверский не стал нобелевским лауреатом, так как скончался за несколько лет до этого).

Следующий пример показывает, что восприятие работает как внутренний шаблон человека, создающий его границы, то есть может мешать человеку выполнить определенные действия. Попробуйте по порядку называть вслух цвет каждого слова, но не само слово (рис. 4).

Рисунок 4.

желтый синий оранжевый черный красный

 зеленый розовый желтый красный оранжевый

зеленый черный синий красный

розовый зеленый синий оранжевый

С первой попытки достаточно сложно правильно назвать цвет всех слов. Для этого рациональный контроль над своими действиями должен осуществляться постоянно, что замедляет процесс выполнения задания. Малейшее отвлечение моментально сбивает контроль, и начинаешь читать вслух сами слова, а не их цвета.

Это объясняется довольно просто: восприятие работает автоматически, как привычка; зачастую его работа даже не осознается человеком. Чтобы преодолеть привычку «делать восприятие», приходится прилагать много усилий. Привычка читать возникает, как только человек научился это делать, он начинает читать все слова, на которые падает его взгляд. Происходит процесс выстраивания отдельных известных букв в слова, описывающие определенные, отраженные в сознании объекты. Вижу слово – автоматически читаю его. В данном случае эта привычка «делать восприятие» мешает человеку выполнить задание, поэтому является его ограничением.

Понятие рефлексивности.

Чтобы объяснить рассмотренные выше примеры введем первый постулат концепции рефлексивности. Приведенные в примерах свойства системы восприятия человека объясняются наличием механизма рефлексивности, то есть механизма взаимодействия субъекта и объекта, основным свойством которого является то, что восприятие (perception) субъектом объекта зависит от его действия (action) по отношению к объекту.

Рисунок 5. Механизм рефлексивности.

reflexivity

Другими словами, восприятие есть функция от действия: P = f(A) (рис. 5)

Составными элементами восприятия являются все те объекты, которые мы видим, слышим и т.д., любые оценки которые придаем этим объектам (например, люблю/не люблю, хороший/плохой, красивый/безвкусный и т.д.), а также все прогнозы и ожидания, которые выстраиваем в отношении будущего развития событий.

Источник – http://www.reflexivity.ru/irrational/reflexivity.html